Детский сад "Почемучка"
Что такое программа и для чего она нужна?
Это свод требований, касающихся здоровья, обучения и развития дошкольников, руководство, которое помогает педагогам и родителям оптимальным образом организовать все этапы развития ребенка, направив его по пути комплексного личностного совершенствования, расширяя его потенциал и образовательные возможности.
Почему именно эта программа?
Реализуемая основная образовательная программа в детском саду составлена с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

Основная образовательная программа ЧУДО "Детский сад "Почемучка" (далее - ООП)

Это программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, она определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования имеет модульную структуру и включает пять образовательных областей:

  1. Социально-коммуникативное развитие,
  2. Познавательное развитие,
  3. Речевое развитие,
  4. Художественно-эстетическое развитие,
  5. Физическое развитие.

Внутри каждого обучающего модуля (образовательной области) выделяются тематические модули:

Социально-коммуникативное развитие: «Дошкольник входит в мир социальных отношений», «Развиваем ценностное отношение к труду», «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»;
Познавательное развитие: «Развитие математических представлений», «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе», «Развитие сенсорной культуры»;
Речевое развитие: «Речевое общение», «Чтение художественной литературы»;
Художественно-эстетическое развитие: «Изобразительное искусство» «Музыка»;
Физическое развитие: «Двигательная деятельность», «Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
Какова цель обучения по реализуемой программе?
В программе определены четыре ключевых постулата: уникальность каждого ребенка; подготовленная среда; позитивные взаимоотношения; обучение и развитие.

Цель программы: развитие базовых компетентностей, под которыми понимаются основные умения и личностные характеристики, которые помогают ребенку взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми, а также с реалиями окружающего его предметного и социокультурного мира.
Какие базовые компетентности могут быть развиты у ребенка в дошкольном возрасте?
  • Индивидуальные (персональные) компетентности - чувство собственной ценности и позитивная «Я-концепция».
Под чувством собственной ценности понимается то, как ребенок оценивает свои качества и способности. Если чувство собственной ценности высоко, то ребенок чувствует себя комфортно и считает себя способным на большее. «Я-концепция» – это представление о самом себе. Это знание касается разных областей, например, достижений в области разных учебных предметов, способности уживаться с другими людьми, того, какие чувства ты испытываешь в разных ситуациях и того, насколько ты работоспособен и как ты выглядишь.

  • Мотивационные компетентности: автономии и собственной компетентности, самоэффективности и саморегуляции.
У людей имеется основная психологическая потребность – ощущать себя источником своих собственных действий. Человек хочет сам определять, что он делает и как он это делает, не хочет действовать под чужим управлением (гетерономно), а хотят действовать самостоятельно (автономно). Автономия развивается у детей постепенно, от регулирования действий взрослыми людьми к все большей степени самоопределения.

Под самоэффективностью понимают убеждение человека, что он может справиться с трудными задачами или жизненными проблемами, что обладает необходимыми для этого способностями и компетентностями. Ребенок с высокой самоэффективностью уверен в себе и убежден, что он сможет выполнить то, что он себе наметил.

Под саморегуляцией понимают направление внимания на собственное поведение и управление им.

  • Когнитивные компетентности: дифференцированное восприятие, развитие умственных способностей, воображения, фантазии, креативности, памяти, способности к решению проблем.
  • Социальные компетентности: хорошие отношения со взрослыми и детьми, эмпатия и смена перспективы (способность поставить себя на место другого человека, составить себе образ его мотивов и чувств и таким образом понять его действия), способность принимать различные роли, способность к коммуникации, способность к кооперации, разрешение конфликтов.
  • Формирование ценностей и ориентаций
  • Способность и готовность принимать на себя ответственность (за собственные действия, по отношению к другим людям, за природу и окружающую среду).
  • Компетентности, относящиеся к собственному телу: собственная ответственность за здоровье и хорошее самочувствие; способность регулировать напряжение и расслабление, справляться со стрессом; осознание собственного тела и своих потребностей.
  • Способность и готовность к соблюдению общих правил (соблюдение и уважение правил ведения бесед, переговоров и достижение договоренности; защита и пересмотр собственной точки зрения; умение слушать и идти на компромисс).
  • Учение и учебно-методическая компетентность - поддержание у ребенка осознания того, что он, делая усилия и занимаясь различными видами деятельности, меняется, развивается, учится и того, как он это делает. Этот рефлексивный процесс является основой для осознанного приобретения знаний и компетентностей, то есть для непрерывного самостоятельного учения в течение всей жизни.
  • Устойчивость к стрессам и нагрузкам (резилиентность), которая означает способность ребенка успешно использовать свои личностные компетентности и свои социальные компетентности и ресурсы для того, чтобы противостоять тяжелым жизненным обстоятельствам и успешно справляться с критическими событиями и факторами риска.
Как и когда происходит обучение?
Дети учатся и развиваются в течение всего дня пребывания в детском саду. Да, есть специально организованные занятия, но обучение этим не ограничивается – обучение и развитие происходит и в совместной деятельности с педагогом, и в процессе самостоятельной деятельности, и в ходе проведения режимных моментов, и во время прогулки.

Программа предполагает разнообразные формы организации образовательного процесса: свободная игра, исследовательская деятельность («свободная работа» по М.Монтессори), исследовательские проекты и проекты в области различных искусств, занятия в больших и малых группах, прогулки. И в течение всего образовательного процесса помимо воспитателя в группе сопровождение осуществляет педагог-носитель языка из Великобритании, обеспечивая полное погружение в языковую среду.
Язык обучения - русский