Подготовка ребенка к детскому саду. Инструкция по адаптации

Первый этап — подготовительный

Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения детского сада.

1. Начинайте с соблюдения детсадовского режима дня, даже в выходные. Это позволит ребенку сформировать физиологический ритм и, например, будет меньше капризов по поводу утреннего подъема в детский сад или дневного сна в выходные дни.

2. Включайте в рацион питания те блюда, которые употребляют в детском саду. Ведь в детском саду разнообразное сбалансированное меню и если ребенок предпочитает лишь несколько видов домашних блюд, для него некоторые рецепты приготовления будут новыми вкусовыми ощущениями, к которым он может быть просто не готов.

    3. Приучайте:
  • одеваться и раздеваться самостоятельно, с небольшой вашей помощью
  • просить о помощи, если что-то не получается
  • кушать ложкой за столом, не играть с едой

Самостоятельное выполнение действий самим ребенком будет придавать ему дополнительную уверенность в своих силах.

4. Для более успешной адаптации приглашайте друзей ребенка в гости и ходите в гости сами, тогда ребенку будет легче найти друзей в детском саду и устанавливать с ними дружеские взаимоотношения.

5. Во время прогулки можно погулять рядом с детским садом, понаблюдать за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру.

Смотри, все встали в круг... А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».

6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей — сформировать позитивное отношение к детскому саду. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, по возможности, на протяжении всего подготовительного периода играйте в «детский сад».

Стройте из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Выбирайте участников (лучше всего это различные зверята): «воспитательница», «дети», фигурка самого ребенка и др. В игре соблюдайте режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т. д., вечером всех зверят забирают домой.

7. Еще одна очень полезная игра — «прятки», в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.

8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком купите две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.

Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.

Второй этап — непосредственно адаптация

Идем в садик! Каждое утро желательно чтобы ребенка будила игрушка, которую озвучивает мама. Пусть игрушка «пожелает» ребенку: «Доброе утро!», расскажет, как она спала и что ей снилось. Пусть даже ребенок всё это время будет лежать с закрытыми глазами. Игрушка «скажет», что сегодня будет интересный и замечательный день. Можно и дальше продолжать диалог от имени игрушки, тогда дети и одеваются охотнее, и капризничают меньше.

2. Первые 2-3 дня желательно приводить ребенка в утренние часы на короткий период времени. За это время он успеет познакомиться с воспитателями и детьми, возможно, решит попробовать предлагаемые блюда. Если есть возможность, то и в вечерней прогулке желательно тоже поучаствовать. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят домой. Обращайте внимание на то, как радуются мамы и папы встрече со своими детьми и как радуются детишки этой встрече. Вечером можно прогуляться до садика и показать, что на ночь он закрылся, все люди, которые там работают, ушли домой, и детишки сейчас тоже дома со своими любимыми родителями, а завтра утром садик снова откроет свои двери.

3. В последующие дни время пребывания постепенно увеличивайте (пошаговую схему вам объяснят специалисты садика), но на дневной сон в первые несколько дней оставлять ребенка не рекомендуется, так как это может быть дополнительной эмоциональной нагрузкой, например, если дома малыш привык засыпать только в присутствии мамы.

5. Утром в группу старайтесь приводить ребенка в числе первых, спокойно и доверительно разговаривать с администратором, воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике.

6. Раздевание не затягивайте. Предпочтение отдавайте той одежде, которую удобно надевать и снимать. Расставаясь с малышом, говорите, когда за ним вернетесь: «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это время ты успеешь покушать и погулять». Обязательно сдерживайте свое обещание. Также можно сказать: «Марина Ивановна обязательно покормит тебя, уложит спать, погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяйте это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и спокойно уходите, передав ребенка воспитателю.

7. Если малыш с трудом расстается с мамой, то лучше, если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С собой из дома можно взять небольшую игрушку (но не мягкую), которая также будет «ходить» в детский сад и знакомиться с детсадовскими игрушками. Маленьким детишкам хорошо в шкафчике иметь семейный альбом с фотографиями родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома. Детишкам постарше можно дать с собой ключ, якобы от квартиры, где живет вся семья, и теперь он единственный, кто может открыть и закрыть эту дверь. Для ребенка это гарантия, что его теперь точно заберут из садика.

8. Вечером приходите за ребенком с улыбкой, не проявляйте обеспокоенность, и не выясняйте, много ли он плакал (это лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). Одевая можно сказать, что очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали. Хвалите за то, что провел время с ребятами в детском саду, интересуйтесь, что успел сделать: «Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда радуюсь за тебя». Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе.

9. Вечером и в выходные в период адаптации лучше исключить посещения массовых мероприятий, длительный просмотр телевизора во избежание дополнительной нагрузки на нервную систему ребенка. В присутствии ребенка рассказывайте знакомым с гордостью о том, какой он взрослый, так как уже ходит в садик.

Нужно заметить, что адаптация у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1—3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по истечении которых их тревога снижается. Наши специалисты окажут помощь вам и вашему ребенку сделать процесс адаптации более легким.

Но помните, если ребенок не будет посещать детский сад более 15 дней, придется адаптироваться к садику повторно. Поэтому старайтесь не делать такой большой перерыв в посещении детского сада.