Раннее изучение английского языка: польза или вред

Причины сомнений мам и пап вполне понятны. С одной стороны, очень хочется, чтобы малыш выучил английский язык естественным образом, без видимых усилий, то есть практически так же, как свой родной. Чтобы потом не пришлось ему, в отличие от родителей, зубрить формы неправильных глаголов и ломать голову над образованием условных предложений третьего типа.

С другой стороны, родители опасаются, что изучение английского языка в раннем возрасте может оказаться чрезмерной нагрузкой, а то и вовсе – все языки в голове перепутаются, и ребенок не будет толком говорить даже на родном. Что ж, на самом деле явление раннего билингвизма уже достаточно хорошо изучено в мире, и для родителей важно иметь в виду несколько вещей.


Физиологический фактор

Язык не передается по наследству. Речевой и слуховой аппарат новорожденного ребенка приспособлен различать и повторять все многообразие звуков любого из человеческих языков. Однако уже с шестимесячного возраста эта способность начинает постепенно угасать: мозг все больше адаптируется к родному языку, а неиспользуемые нейронные связи разрушаются. Тем не менее, в течение следующих двух-трех лет еще остается возможность “проскользнуть в закрывающуюся дверь“ и восстановить первоначальный потенциал.

Например, известный факт – китайцы не различают звуки “р“ и “л“ в русском языке просто потому, что для фонетической системы китайского языка это не нужно, и со временем такая способность атрофируется. Если двухлетнего китайского ребенка поместить в русскоязычную среду, то он еще успеет научиться различать эти звуки. Но если проделать такой же эксперимент над взрослым человеком – ничего не выйдет, так как уже слишком поздно.

Что касается английского, его звуковая система вообще имеет мало общего с фонетикой русского языка. Несмотря на поверхностное сходство, даже такие “простые“ звуки, как [d] и [t], имеют свои тонкости произношения, уловить которые очень сложно для иностранца. В этом плане раннее обучение английскому языку открывает для ребенка возможность разговаривать, как настоящий носитель языка. Бояться того, что все языки “перепутаются“ в голове, не стоит, это миф. Дело в том, что мозг у взрослых и малышей работает совершенно по-разному. Исследования мозговой активности показали, что у взрослого новый изучаемый язык “надстраивается“ на родной, в то время как у маленьких билингвов формируются два независимых центра мозговой активности.


Психологический фактор

Безусловно, не произойдет ничего ужасного, если ребенок начнет изучать английский язык не в 3 года, а, допустим, в 7 лет, когда пойдет в первый класс. Да, впоследствии он, скорее всего, будет говорить с акцентом, но, в конце концов, он же не в шпионы готовится. Здесь родителей подстерегает опасность совсем другого рода – ребенок в этом возрасте может вполне осознанно сказать “нет“. Трехлетнего малыша можно записать в любую секцию. Конечно, и в этом возрасте ребенок способно выразить некоторое недовольство, но связано оно будет, в первую очередь, с нежеланием проводить время вдали от мамы. Так как обучение английским для малышей проходят исключительно в игровой форме, у ребенка формируется положительное отношение к изучению языка и к учебе в целом. С самых ранних лет у него, во-первых, складывается представление о том, что английский – это весело и интересно, а во-вторых, устанавливается привычный распорядок дня, в котором изучать английский – это само собой разумеется, это нормально, точно так же, как чистить зубы по утрам.


А есть ли минусы?

Главный минус раннего обучения иностранному языку состоит в том, что оно не дает быстрых видимых результатов. В младшем дошкольном возрасте преимущественно происходит накопление пассивного словарного запаса и сложно ожидать от маленького ребенка, что он начнет по истечении нескольких месяцев говорить «как английская королева». Поэтому, создавая для ребенка билингвальную среду, мы учим ребенка, прежде всего, думать на английском языке, накапливая багаж для постановки последующих перспектив и задач.