План важнейших действий для развития речи ребенка
Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа,
большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при
этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как
именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного
повторения не будет результата. Чтобы работа по запуску речи у неговорящих
детей была продуктивной, нужно выполнять ее в определенной
последовательности:
1. Наблюдение за речевым поведением ребенка, его общением со взрослыми и
сверстниками.
2. Определение уровня отставания речи от нормы, если оно, действительно,
3. Обследование у специалистов для определения индивидуальных
особенностей речевого отставания.
4. Устранение причин речевой недостаточности: активное общение с ребенком,
уменьшение времени, проведенного малышом перед телевизором и с
современными гаджетами.
5. Формирование сенсорных навыков.
6. Обучение звукоподражаниям, договариванию звуков.
7. Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики для губ и языка.
8. Развитие понимания речи, пассивного словаря.
9. Создание у ребенка потребности в общении, отказ от чрезмерной опеки.
10. Создание насыщенной среды для запуска речи, включающей в себя
сюжетные игры и картинки, детские книжки с яркими иллюстрациями,
активное общение со взрослыми и сверстниками.
Обращаться к специалисту нужно в любом случае, когда вас тревожит, что
ребёнок слишком долго молчит или слишком мало говорит. Не откладывайте
этот визит, потому что в серьезных случаях никакие педагогические усилия не
дадут результата, если не будут учтены рекомендации врачей.