Детский сад "Почемучка"
Новости садика "Почемучка"

Как преодолеть речевой негативизм?

Логопед

«Как преодолеть речевой негативизм?»

Речевой негативизм – это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь.
Существуют довольно простые способы преодоления речевого негативизма, которые сможет применить любой родитель для помощи своему ребёнку.


1. Говорить короткими фразами (не более 4 слов, без сложных конструкций, с интонацией завершённости (фразу «На улице тепло, и потому мы пойдём гулять»разбейте на две самостоятельные части«На улице тепло. Мы пойдём гулять.»);


2. Чётко и плавно произносить все слова во фразе, не произносить слова по слогам;


3. Говорить, чуть преувеличивая интонацию, чуть больше радости, чуть больше удивления и т. д. ;


4. Слова стараться использовать короткие, доступные к пониманию и повторению, желательно 1-2 слога,без стечения согласных: не «стаканчик», а «чашка». Хотя исходить нужно из возможностей ребёнка. Поэтому иногда можно дать несколько разных слов, чтобы ребёнок выбрал какое-то одно, удобное ему;


5. Не пользоваться «детскими» словами. Если ребёнок машину называет «би-би», мы радуемся и повторяем за ним «Да! Машина». Предметы называем словами без уменьшительно-ласкательных суффиксов – это удлиняет и усложняет слово, а в дальнейшем мешает усвоению норм русского языка;


6. Одобрять любые речевые проявления – не важно, как звучит слово, сколько в нём осталось слогов, как искажаются звуки, главное, чтобы было слово. Словом специалисты называют звуковой комплекс, всегда обозначающий один и тот же предмет или понятие. Например, «па» - слово, обозначающее «спать»«паа» - «купаться». Но если звуковой комплекс «па» применяется для обозначения понятий «купаться»«пойдём»«стол»«посмотри» и т. д. – увы, это не слово;


7. Не просить ребёнка «скажи» и «повтори», заменяйте эти слова чем угодно («Угадай кто это?»«Я забыла что это, помоги мне»);


8. Не заниматься, а играть. Будет лучше, если ребёнок вообще не будет догадываться, что он чему-то учится. Поэтому занятия не по расписанию два раза в неделю, а круглосуточно, в любую секунду – увидели на улице жука – выучили слово «жук». Обучают не занятия с картинками, а жизнь;


9. Говорить, глядя в лицо ребёнку. Дети воспринимают слуховую информацию лучше со зрительным подкреплением. К тому же артикуляцию некоторых звуков (П, В, М, С) можно увидеть, и это поможет ему правильнее произносить новое слово;


10. Говорить лучше о предметах и ситуациях, которые есть здесь и сейчас. Из фразы «Убирай игрушки, мой руки, нужно покушать и потом пойдём гулять» - ребёнок услышит и поймёт только про игрушки;


11. Предмет в руках ребёнка помогает быстрее усвоить новое слово. Даже если он ломает машинку – он не просто её ломает, он её анализирует, и сейчас, пожертвовав одной машинкой, можно выучить новые слова.