Что такое программа и для чего она нужна?

Это свод требований, касающихся здоровья, обучения и развития дошкольников, руководство, которое помогает педагогам и родителям оптимальным образом организовать все этапы развития ребенка, направив его по пути комплексного личностного совершенствования, расширяя его потенциал и образовательные возможности.

Почему именно эта программа?

В условиях возрастающего культурного многообразия, глобализации экономики и усиления международной мобильности, жизни в мультикультурном и многонациональном обществе, необходимо решать задачи мультикультурной компетентности и компетентности в области иностранных языков.

Мультикультурная компетентность является основой толерантности и мирного сосуществования и сотрудничества представителей различных народов, этносов и культур. Социальное и культурное разнообразие рассматривается как шанс обеспечить в будущем совместную жизнь людей в современном глобальном мире. Для стабильного развития многонационального российского общества мулькультурное образование становится крайне актуальным.

В детском саду «Почемучка» реализуется образовательная программа дошкольного образования, которая разработана на основе синтеза программ: российской (инновационная программа «Вдохновение») и британской (Early Years Foundation Stage) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и включает развитие ребенка по пяти равноценным образовательным областям:

  • Речевое развитие (общение, язык, грамотность)
  • Социально-коммуникативное (личностное, социальное и эмоциональное) развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Познавательное развитие (математическое и когнитивное развитие, знание и понимание мира)

Программа детского сада создана на основе признанных во всем мире российских научных разработок и результатов новейших мировых исследований в области дошкольного детства, учитывающих современную социокультурную ситуацию детского развития.

Какова цель обучения по реализуемой программе?

В программе определены четыре ключевых постулата: уникальность каждого ребенка; подготовленная среда; позитивные взаимоотношения; обучение и развитие.

Цель программы: развитие базовых компетентностей, под которыми понимаются основные умения и личностные характеристики, которые помогают ребенку взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми, а также с реалиями окружающего его предметного и социокультурного мира.

Какие базовые компетентности могут быть развиты у ребенка в дошкольном возрасте?

  • Индивидуальные (персональные) компетентности - чувство собственной ценности и позитивная «Я-концепция».

Под чувством собственной ценности понимается то, как ребенок оценивает свои качества и способности. Если чувство собственной ценности высоко, то ребенок чувствует себя комфортно и считает себя способным на большее. «Я-концепция» – это представление о самом себе. Это знание касается разных областей, например, достижений в области разных учебных предметов, способности уживаться с другими людьми, того, какие чувства ты испытываешь в разных ситуациях и того, насколько ты работоспособен и как ты выглядишь.

  • Мотивационные компетентности: автономии и собственной компетентности, самоэффективности и саморегуляции.

У людей имеется основная психологическая потребность – ощущать себя источником своих собственных действий. Человек хочет сам определять, что он делает и как он это делает, не хочет действовать под чужим управлением (гетерономно), а хотят действовать самостоятельно (автономно). Автономия развивается у детей постепенно, от регулирования действий взрослыми людьми к все большей степени самоопределения.

Под самоэффективностью понимают убеждение человека, что он может справиться с трудными задачами или жизненными проблемами, что обладает необходимыми для этого способностями и компетентностями. Ребенок с высокой самоэффективностью уверен в себе и убежден, что он сможет выполнить то, что он себе наметил.

Под саморегуляцией понимают направление внимания на собственное поведение и управление им.

  • Когнитивные компетентности: дифференцированное восприятие, развитие умственных способностей, воображения, фантазии, креативности, памяти, способности к решению проблем.
  • Социальные компетентности: хорошие отношения со взрослыми и детьми, эмпатия и смена перспективы (способность поставить себя на место другого человека, составить себе образ его мотивов и чувств и таким образом понять его действия), способность принимать различные роли, способность к коммуникации, способность к кооперации, разрешение конфликтов.
  • Формирование ценностей и ориентаций
  • Способность и готовность принимать на себя ответственность (за собственные действия, по отношению к другим людям, за природу и окружающую среду).
  • Компетентности, относящиеся к собственному телу: собственная ответственность за здоровье и хорошее самочувствие; способность регулировать напряжение и расслабление, справляться со стрессом; осознание собственного тела и своих потребностей.
  • Способность и готовность к соблюдению общих правил (соблюдение и уважение правил ведения бесед, переговоров и достижение договоренности; защита и пересмотр собственной точки зрения; умение слушать и идти на компромисс).
  • Учение и учебно-методическая компетентность - поддержание у ребенка осознания того, что он, делая усилия и занимаясь различными видами деятельности, меняется, развивается, учится и того, как он это делает. Этот рефлексивный процесс является основой для осознанного приобретения знаний и компетентностей, то есть для непрерывного самостоятельного учения в течение всей жизни.
  • Устойчивость к стрессам и нагрузкам (резилиентность), которая означает способность ребенка успешно использовать свои личностные компетентности и свои социальные компетентности и ресурсы для того, чтобы противостоять тяжелым жизненным обстоятельствам и успешно справляться с критическими событиями и факторами риска.

  • Как и когда происходит обучение?

    Дети учатся и развиваются в течение всего дня пребывания в детском саду. Да, есть специально организованные занятия, но обучение этим не ограничивается – обучение и развитие происходит и в совместной деятельности с педагогом, и в процессе самостоятельной деятельности, и в ходе проведения режимных моментов, и во время прогулки.

    Программа предполагает разнообразные формы организации образовательного процесса: свободная игра, исследовательская деятельность («свободная работа» по М.Монтессори), исследовательские проекты и проекты в области различных искусств, занятия в больших и малых группах, прогулки. И в течение всего образовательного процесса помимо воспитателя в группе сопровождение осуществляет педагог-носитель языка из Великобритании, обеспечивая полное погружение в языковую среду.